Если ребенок плохо учится - это не всегда его вина
У одних детей с детства проявляется склонность к изучению гуманитарных наук, у других – к изучению точных. Что интересно – первых в целом гораздо больше, чем вторых. И, что еще интереснее – те, кому сейчас за тридцать (да и те, кому за сорок, тоже), наверняка вспомнят о том, что в их детстве все в школе было несколько не так.
И дети в целом были не то чтобы умнее или более склонными к обучению, но просто более внимательными, относились к учебе ответственнее, и такого разделения на «гуманитариев» и «математиков» не было – все предметы изучались приблизительно с одинаковой степенью легкости или тяжести. Иногда, конечно, попадались индивидуумы, которые «выстреливали», начиная с четвертого класса интересоваться дифференциальными уравнениями (несколько утрировано, конечно, но смысл в целом понятен), или, наоборот, еще в третьем-четвертом классе писали такие сочинения, что их стилистике могла бы позавидовать половина современных писателей, но такое случалось довольно редко.
Сейчас же, если ребенку не дается что-нибудь из точных наук, работать с эти гораздо тяжелее. Но все же можно – индивидуальный подход к изучению математики, например, дает весьма неплохие результаты в сравнении с «всеобщей уравниловкой», которая в школах практикуется до сих пор, несмотря на то, что и программы существенно изменились, и методики преподавания перестроились под то, чтобы обращать больше внимания именно на индивидуальные особенности ребенка. Но это, к сожалению, теория, а на практике все работает несколько не так. Если у ребенка, например, проблемы с вычитанием и сложением – его начинают просто «тренировать», не пытаясь ему что-то объяснить. Что приводит к вполне ожидаемому результату – сам ребенок начинает пытаться заучивать все эти примеры, а не вникать в суть тех самых операций вычитания и сложения, чтобы заслужить хоть какой-то комплимент от учителя (и, конечно, от родителей). И, естественно, новый, более сложный пример, он решить не сможет, поскольку не понимает самих основ, самих базовых принципов. А ведь смысл начальной школы состоит как раз в том, чтобы научить детей учиться и чтобы дать им понять, что все, что для этого нужно – напрячь голову и «выдать на гора» мыслительный процесс, а не просто запомнить пройденное (хотя без этого, конечно, тоже никуда).