Какие бывают подшипники
Колесо, несомненно, можно считать одним из самых главных достижений человеческой цивилизации. В каком-то смысле изобретение этого простейшего механизма можно даже считать отправной точкой всего научно-технического прогресса. Но, как и в случае с большинством других значимых (да и не очень) изобретений, изначально оно было весьма далеко от идеала... Плотная посадка колеса на ось приводила к существенному увеличению сил трения, неплотная – к тому, что колесо болталось в вертикальной плоскости и отверстие под ось быстро разбивалось до критических размеров.
Какое-то время так и жили, но потом (а было это, кстати, еще во времена Древнего Рима) кто-то из изобретателей древности додумался до того, чтобы разместить между осью и внутренней поверхностью отверстия под нее дополнительные тела качения. Это, собственно, и был первый подшипник…
Изначально эта конструкция также была далека от идеала – учитывая, что все делалось из дерева, ни о какой надежности речи вести не приходилось. Но современные подшипники радиальные, упорные, осевые делаются из высокопрочных марок сталей, что позволяет эксплуатировать их без ремонта довольно долго. Хотя, строго говоря, в большинстве случаев подшипники сегодня вообще не ремонтируются, а заменяются – учитывая, что большинство механизмов, где они используются, большую часть времени эксплуатируются, а не простаивают, на ремонт просто нет времени и ресурсов.
Кстати, технология, придуманная еще римлянами, тоже сегодня вполне успешно применяется. Конечно, сегодня это уже не деревянные колышки, а высокопрочные ролики (в случае, когда их длина существенно превышает их диаметр, подшипник называют игольчатым, а не роликовым). Такие подшипники используются там, где нет необходимости в минимизации трения качения, поскольку нет речи о постоянном вращении, но принципиальное значение имеет при этом величина осевых нагрузок, которые способен воспринимать подшипник. К примеру, игольчатые подшипники ставятся в крестовины карданных валов в нагруженных механизмах.