Проблема ценностей: Эволюция взглядов
Важную роль в жизни человека играют ценности, они представляют собой все, что имеет определенную значимость, личностного или общественного содержания.
Существующая в обществе система ценностей, составляет основу культуры, определяет мотивацию деятельности, регулирует и интегрирует повседневное поведение людей в обществе, аккумулирует обоснование рациональности определенного образа жизни и легитимирует общественные институты. Система ценностей включает в себя все аспекты - это и личные свободы, и возможности приобретать какие-то материальные блага, будь то еда, недвижимость или guerlain la petite robe noire туалетная вода или автомобиль определенной марки. Поэтому, кажется, очень важно проанализировать отношение к проблеме ценностей через призму исторических взглядов. Так, например, в античности среди важных ценностей, которые утверждались культурой было отношение к труду, потому что любое общество должно было побудить такие отношения даже ради своего существования. В культуре античности индивид - это, прежде всего, свободный человек, он выступает учредителем полиса и, прежде всего, рассматривается как человек - политический. Отношение к физическому труду в этот период было весьма негативно, считалось, что физический труд это унизительно для свободного человека и поэтому это занятие рабов. Даже в платоновском утопическом идеальном обществе отстаивается взгляд о естественном разделение труда, где физическим трудом занимается лишь низшее сословие и рабы.
Аристотель формулирует свою теорию рабства, где деление общества на рабов и свободных граждан возникает законом природы. Рабство он рассматривает как естественное явление. В общем для мыслителей античности, раб в любом случае не воспринимался как гражданин свободного общества, а рассматривался ими как орудие производства. Это мнение, основанное на идеях Платона, как считает А.Ф. Лосев, можно в значительной степени воспринять как общегреческие, ведь для древнегреческих мыслителей все объединяет один завершенный космос, где каждый человек имеет свое место в этом устройстве, и в любом случае не может его изменить, чтобы не нарушив природной целостности мира.
Упадок римского рабовладельческого общества вызывает к жизни новую религиозную идеологию - христианство, которая меняет существующее отношение к любой работе, подчеркивая, что все люди равны перед единым Господом Богом, и в своей земной жизни люди должны идти только к тому, чтобы заслужить царство небесное. В то же время христианство оправдывает существующее социальное неравенство. По Августину, социальное неравенство в обществе - это неизбежное явление социальной жизни и нет смысла стремиться к тому, чтобы уравнять людей между собой, ведь это явление имеет свое существование в любом проявлении человеческой жизни. Социальное неравенство, по мнению мыслителя, охраняется государством и выступает наказанием людей за первородный грех. Допуская господство о, государство не ставит цель достижения счастливой жизни людей, а лишь предлагает возможность их выживания. Поэтому важной целью, по мнению Августина, является достижение «Града Бога», который рассматривается идеальным для существования человека.
Таким образом, в средневековье осмысления труда состоит из разных ориентаций, в частности с античности было заимствовано аристократическое-пренебрежительное отношение к физическому труду как дела рабов, христианская же идеология внедряет двойной подход к труду, с одной стороны труд рассматривается наказанием за грехопадение, а с другой - безделье объявляется грехом.
Следовательно, говорить о проблеме ценностей в ее современной интерпретации по античности и средневековья почти нет смысла. Существующая на то время культура, способствовала формированию такой системе ценностей, которая в любом случае не рассматривала вопрос саморазвития личности, не предполагая деления мира на свободу и необходимость. Даже противоречивость взглядов на труд в средневековье, не разрешало рассматривать человека как личность, ведь работа была как составная часть целого и прежде всего представала воспитательным средством, благодаря которому человеку напоминали о его греховности.
08/05/2013