Адаптация к средней школе
Переход детей в пятый класс большинством родителей воспринимается как само собой разумеющееся и не несущее каких-то сложностей, тогда как у самого малыша меняется буквально все – место в коллективе, ответственность, учебная нагрузка. К новым заботам и новому статусу ребенка желательно подготовить все-таки заранее.
Многие психологи относят период перехода ребенка в среднюю школу к кризисным, поскольку он является одновременно адаптационном к новым условиям обучения и началом сложного младшего подросткового возраста. Приемы эффективной работы дети к десяти годам уже усваивают, они имеют развитые навыки общения, качественно усваивают новый материал. Появляются и явные склонности – кто-то тяготеет к точным наукам, кто-то к гуманитарным. Определяется это традициями семьи, интересом к предметам и индивидуальными способностями. К десяти-одиннадцати годам у детей появляется способность самостоятельно оценивать свой труд, разбираться в причинах неудач и успехов.
Статус в коллективе и общение с одноклассниками для детей выходит на первый план. Мнение сверстников становится для них очень важным. Дети такого возраста обожают ходить вместе в походы и ездить на экскурсии – важно только, чтобы они были все вместе.
Длительность периода адаптации в пятом классе составляет около полугода. У ребенка могут отмечаться переживания, тревожность, эмоциональное перенапряжение и интеллектуальные перегрузки. Он может бояться быть не понятым взрослыми и, тем более, сверстниками. Сложности адаптации особенно сильно проявляются в снижении успеваемости, перепадах настроения, раздражительности и плаксивости.