Мера контроля над ребенком
Проводимое в семьях, где имеется не один ребенок, исследование показало, что между недостаточной и избыточной заинтересованностью ребенком имеется золотая середина, очень хрупкое равновесие. С большей вероятностью именно старшего ребенка признают одаренным, да и в престижных учебных заведениях большинство студентов – дети именно старшие. Отчасти это, конечно, связано с тем, что внимания и времени родители старшим детям уделяют больше.
Впрочем, вероятность того, что старший ребенок станет большим перфекционистом, чем его сестры и братья, также возрастает. Объясняется это тем, что времени с ним родители проводили больше, а значит «свободных от критики» периодов у него было меньше. Стоит отметить, что родительское невнимание нельзя оправдывать необходимостью предоставления пространства для маневра собственному ребенку. Заинтересованность ребенком нужно проявлять правильным образом, с правильными намерениями, в правильной степени и в правильное время, если перефразировать понятие «золотой середины», сформулированное Аристотелем.
Безусловно, придерживаться этой самой золотой середины значительно проще советовать, сделать это не так просто. В школах Монтессори можно найти применяемый в образовательной практике простой пример – в структурированной среде в детях воспитывают чувство свободы. Границ или структуры та свобода, которая дается недостаточной заинтересованностью, не имеет, но в то же время чрезмерная заинтересованность ребенком не предполагает какой-либо свободы внутри очерченных границ и в конкретной структуре.
Групповые и индивидуальные занятия выполняются учениками в школах Монтессори спокойно и сосредоточено. Несмотря на то, что учитель придет на помощь ребенку, если это потребуется, а также при необходимости делает замечания и хвалит, вовлечен в учебный процесс он по факту минимально. Свободы ученикам предлагается столько, сколько им требуется, а участие проявляется только тогда, когда это действительно необходимо.