Некачественное изучение государственного языка в Республики Татарстан
На днях, Альберт Харисович Гильмутдинов (Министр образования и науки республики Татарстан) сделал попытку опровергнуть претензии Общества русской культуры (или ОРК) заключающиеся в том, что Татарстан не хочет соблюдать федеральные стандарты образования, для чего часы русского языка в общеобразовательных школах сокращают. Министр образования поведал о «замечательных» результатах школьников Татарстана в познаниях предмета русского языка и литературы. Тем не менее, Общество российской культуры считает не убедительными уверения Министра Альберта Харисовича.
ОРК намеревается сообщить свои утверждения федеральному коллеге Гильмутдинова, Министру образования федерации, Дмитрию Викторовичу Ливанову. Заручаясь его поддержкой и непосредственной помощью, Общества русской культуры намерено «уладить непорядки» и «восстановить» правильную форму образовательной системы в Республике Татарстан.
На состоявшейся пресс-конференции Альберт Гильмутдинов заверил, что в действующих школах региона система преподавания русского языка и литературы полностью соответствует всем нормам федерального стандарта. Он пояснил свое утверждение тем, что в который раз должен оглашать эту информацию из-за того, что руководство Общества русской культуры утверждает о «притеснениях» русского языка на территории Республики Татарстан.
В прошлом году, сторонники Общества русского языка устроили митинг возле здания Министерства образования т науки Республики Татарстан, озвучивая требования «возобновить полноценное изучение русской литературы и языка в школах в полном объеме, согласно действующих в Российской Федерации общих стандартов». Также, следует отметить, что Общества русского языка, в прошлом году, составляло письмо Дмитрию Анатольевичу Медведеву, Президенту Российской Федерации. Суть обращения заключалась в том, что школьникам Республики Татарстан за весь период обучения в общеобразовательном заведении преподают всего 700 часов государственного языка, в то время как по общим федеральным стандартам, количество часов должно приравниваться 1,2 тысячи часов. В письме были также упомянуты «безрезультатные» обращения Общества русского языка к руководству Республики Татарстан – Президенту и Премьер-министру Татарстана.
В апреле текущего года состоялась последняя публичная акция приверженцев Общества русского языка.
На пресс-конференции Альберт Гильмутдинов особо акцентировал внимание на мероприятия, которые осуществляются министерством в поддержку и продвижение русского языка в Татарстане. Среди них, можно отметить такие мероприятия, как Онегинские и Кирилло-Мефодиевские чтения. Также, было не раз сказано о «феноменальных результатах», которые производят школьники Республики Татарстан на всевозможных российских конкурсах, касающихся знания предмета «Русский язык и литература». В качестве примера, привели юную ученицу одной из школ Зеленодольска. Во всероссийском конкурсе «Живая классика» среди юных чтецов, школьница одержала победу. «Это абсолютно конкретная восхитительная работа. Мы, в Министерстве образования очень гордимся нашим юным дарованием», — прокомментировал Альберт Харисович.
Действия активных участников Общества русской культуры в Республике Татарстан, Министр комментировал довольно лаконично, сказав, что они «распространяют мифы» и лишь пытаются «создать шум и суматоху» руководясь своими догадками о положении русского языка в Республике Татарстан. «Откровенным враньем» ознаменовал Министр утверждение представителей Общества русской культуры, о том, что «русского в школах гораздо меньше, нежели татарского. Также, углубленное изучение татарского языка ведет к тому, что школьники недобирают баллов при сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку или сдают его на отрицательный результат». Министр Гильмутдинов сообщил, что министерство сделало проверку всех возможных случаев таких «догадок» и ни один не подтвердился в пользу сторонников Общества русской культуры. «Показатели школьников Республики Татарстан по Единому государственному экзамену не просто стабильны, но и значительными темпами повышаются. Таким образом, мы не только обогнали похожие показатели по России, но и сможем занять место в лидирующих позициях», – отметил Министр. В качестве примера были приведены результаты сравнения ЕГЭ среди школьников Татарстана и Архангельской области. Школьники третьего и четвертого классов Архангельской области изучают русский язык и литературу по 8 часов в неделю, в то время как их сверстники из Татарстана, получают необходимые знания по три часа в неделю. Согласно результатам ЕГЭ, в Архангельской области средний балл по экзамену составил 59,6 балла, тогда как в Республике Татарстан школьники набрали в среднем 62,2 балла. «Для сравнения я намеренно предпочитаю брать исконно русские губернии»,— дал разъяснение своим сравнениям Альберт Харисович. Давая разъяснение тому факту, по какой причине в Республике Татарстан преподается меньше количество часов русского языка, чем в других регионах Федерации, Министр образования сослался на государственные стандарты. «Для общеобразовательных заведений, в которых в законодательном порядке установлено двуязычие, вполне допускается такое введение программы обучения детей – сказал Министр Гильмутдинов. – Не правительство Республики Татарстан выдумало себе такие возможности, это утверждение регламентировано федеральным министерством, – подытожил министр. – Не может быть никаких нарушений, связанных с процессом преподавания в общеобразовательных учреждениях. Наша работа идет непосредственно строго по закону».
В завершение выступления, Министр образования Татарстана обнародовал и прокомментировал письмо, адресованное ему активистами Общества русской культуры. В письме Министром было подсчитано 17 явных ошибок. «Я бы посоветовал этим якобы ярым сторонникам-защитникам русского языка элементарно выучить русский язык самим» – сказал Альберт Харисович. Также, Министр отметил, что он не намерен заниматься переубеждением сторонников Общества русской культуры относительно правомерного изучения школьниками Татарстана государственного языка. «Я очень хорошо понимаю ценность русского языка для народа. Однако, моя задача заключается в том, чтобы народ Татарстана знал, что наша политика в этом вопросе абсолютна прорусская и правомерная».
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Организации русской культуры Татарстана, в свою очередь отметил, что в первый год введения Единого государственного экзамена, в Республике Татарстан «двоечников» было в 3 раза больше, нежели в среднем по России. Однако, ситуация заметно изменилась и показатели значительно выросли в перевес положительных результатов. Помимо этого, Михаил Юрьевич обратил внимание, на то, что Министр Гильмутдинов «видимо неверно истолковал и процитировал постановление о государственных стандартах», отметив, что на самом деле подобный вариант преподавания русского языка предусмотрено лишь для тех образовательных заведений, в которых обучение полностью производится на родном, не русском языке. Согласно мнению Щеглова, такой вариант приемлем только для национальных татарских общеобразовательных школ, а никак не для обычных школ с ведением обучения на русском языке.
На сегодняшний день, активисты Общества русской культуры занимаются активным сбором подписей под письмом-обращением, направляемым Министру образования Российской Федерации Дмитрию Викторовичу Ливанову.